Несмотря на то, что в Перми уже прошел шестой по счету Дягилевский фестиваль, но и в тоже время он стал первым, сверстанным уже с учетом все особенностей наступившей эпохи Курентзиса. Новый театр, новая музыка, при этом никакой провинциальности. Данное музыкальное мероприятие перешло на систему резидентства, как и лучшие мировые фестивали. Театральным куратором этого года стал знаменитый греческий режиссер Теодорос Терзопулос, являющийся самым авторитетным экспертом современности в области античной трагедии. К ключевым пунктам фестиваля следует отнести: российскую премьеру оперы Паскаля Дюсапена Medea Material (1992) по пьесе Хайнера Мюллера, медитации в темноте под рояль Антона Батагова, франкфуртский Ensemble Modern – эталонный в мире современной музыки, роскошный Фестивальный оркестр. В финале Дягилевского фестиваля приняли участие  известные музыканты не только из России.

События фестиваля

В Перми на Дягилевском фестивале были представлены два спектакля Терзопулоса – «Пустыня» и «Иокаста», а также режиссер провел мастер-класс. Паскаль Дюсапен, являющийся самым  исполняемым композитором современности, взял на себя музыкальное резидентство. В рамках Дягилевского фестиваля-2012 выступали звезды оперы, балета, камерно-инструментальной музыки и фортепианного искусства. Вообще-то музыкальную инфраструктуру, можно назвать, довольно системной вещью. Однако всегда некоторые люди выбиваются из общих правил, или мастерски балансируют на краю, или еще как-нибудь умудряются прожить без ровно сыгранного первого концерта Чайковского. Поэтому таких людей, Пермь притягивает, как магнит. Здесь в музыкальной сфере происходит та же «движуха», как и на бульварах Москвы. На фестивале, кроме  людей, играющих в оркестре, участвовало довольно много других профессиональных специалистов. Особенно было много пианистов, что объяснялось наличием «Свадебки» Стравинского в программе фестиваля. Ее исполняли  такие пианисты, как Иван Соколов, Вадим Холоденко, Кристофер Тейлор, Александр Мельников.

На фестивале супер эксклюзивом стали два волшебных гипнотических вечера с Антоном Батаговым: собственная музыка, Бах и медитация под Мортона Фелдмана в течение часа. Только композиторы превосходили пианистов по численности. В музыкальном мероприятии не участвовал Дюсапен, а также в последнюю минуту отменили анонсированную премьеру Бориса Филановского. К сожалению, планы, как легко строятся, так и довольно легко меняются. Но, зато на фестивале продемонстрировали, что такое современная европейская опера, как она выглядит и как звучит. И оказалось то, что это совсем не то же самое, что опера «Братья Карамазовы»  в Мариинском театре. Речь идет о том, что оперный XXI век наступил в одном из российских городов. И от этого никуда не денешься. Главными победами проекта стала работа оркестра MusicAeterna и  Надежда Кучер, исполнившая сложнейшую партию главной героини, ставшая новой звездой, вспыхнувшей в одночасье.