В Санкт-Петербурге выступил Балтийский молодежный оркестр под управлением Кристиана Ярви. Концерт прошел в рамках XVIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».

Балтийский молодежный оркестр – коллектив, в котором играют студенты консерваторий из стран Балтии, Скандинавии, а также России, Германии и Польши. Оркестр возник три года назад, и как говорит его художественный руководитель Кристиан Ярви, лишь последний год можно назвать по-настоящему полноценным творческим годом – до этого музыканты сыгрывались, набирались опыта, учились. Результат их совместной работы 8 июля смогли оценить петербуржцы, пришедшие на концерт скорее из любопытства, чем ожидая чего-то действительно интересного.

Впрочем, то, что свое место на сцене и в сердцах слушателей еще предстоит завоевать, балтийцы понимали очень хорошо.

Все началось с классики – скандинавской и русской. Седьмая симфония Яна Сибелиуса и «Вариации на тему рококо», в которых солировал немецкий виолончелист Ян Фоглер, продемонстрировали лишь высочайший профессиональный класс оркестра и его особое, бархатное звучание. Но уже со следующего сочинения – виолончельного концерта Арво Пярта «Pro et Contra» – эмоциональный градус исполнения стал неуклонно повышаться благодаря неутомимому маэстро Кристиану Ярви. Сочинение Пярта он превратил в шоу, сделав из сольного эпизода виолончелиста дуэт. Причем инструментом маэстро Ярви были естественно его руки, и за выразительными жестами, не предназначенными для оркестра, а как бы являющимися ответом на высказывание виолончелиста, зал следил, буквально, замерев. К последнему сочинению, заявленному в программе, – «Весне священной» Стравинского – публика была уже подготовлена как нельзя лучше, и оркестр не обманул ожиданий, сыграв «сцены из языческой жизни» ярко, жестко, мощно и в то же время по-юношески пылко и свежо.

Разумеется, публика потребовала бисов. И тут Кристиан Ярви еще раз доказал, что жанр сугубо академического концерта можно и даже нужно расцвечивать элементами эстрадного шоу. Так, в «Пляске скоморохов» Чайковского духовая группа, играя один из эпизодов, встала со своих мест, и оказалось, что на всех музыкантах надеты русские шапки-ушанки. А в последнем сыгранном «на бис» сочинении Хуго Альвена дирижер и вовсе заставил зал не просто хлопать, а отстукивать определенный ритм.

Уже после концерта Кристиан Ярви признался, что зажечь публику, сделать из обычного академического вечера праздник – для него одна из главных задач. Только тогда концерт запомнится, останется в памяти. С этой и еще одной задачей маэстро справился в полной мере – слушатели совершенно точно запомнят не только сам концерт, но и название нового коллектива, выступление которого ни в коем случае нельзя пропустить, – Балтийский молодежный оркестр.

http://www.cultradio.ru/doc.html?id=364752&cid=44